Мартынов всегда хотел бороться со стереотипами и доказать миру, что русские могут делать бизнес и создавать инновации, а в результате вынужден бороться с русскими стереотипами о самих себе.
Владислав Мартынов родился 23 июля 1969 года в Долгопрудном. Мама — парикмахер, отец работал в космической отрасли. Папа, тоже Владислав, сначала собирал ракеты «земля — воздух», потом перешел работать в Центр управления полетами. Когда Мартынову было три года, его семья переехала в Королев, где он и вырос. Это была пора космической гонки и азарта — Гагарин десять лет как слетал в космос, в США полным ходом шла программа «Аполлон», американцы шесть раз побывали на Луне. Отец Мартынова изучал разведданные об американской космической программе, а дома постоянно бывали космонавты. И хоть конструктор Сергей Королев до сих пор остается для Владислава кумиром, его всегда привлекала романтика морских путешествий. В школе занялся своим первым бизнесом — покупал редкий журнал Bravo и распродавал постеры с музыкальными группами; тусил с первыми московскими брейкдансерами, устраивал школьные дискотеки и получал нагоняй от школьного начальства. Поступил в Мурманске в мореходку и до сих пор с трепетом вспоминает два с половиной месяца на крупнейшем в мире учебном парусном судне «Седов». «Людям, которые в море никогда не были, это все ни о чем не говорит: шторм, аврал, вахта, рында, штиль, восход, ночь, звезды и все по-настоящему, как двести лет назад, — рассказывает он. — А шторм — это офигенно: гора воды, холм — и ты внизу, а через десять секунд наверху и под тобой пропасть. И ты постоянно то вверх, то вниз, колбасит. Приходишь в столовую, стол под углом сорок пять градусов, все прикручено, чтобы не падало. Сначала страшновато, но это невероятные переживания, никакие американские горки не сравнятся». В мореходке Мартынов пробыл два года, отслужил в армии и решил вернуться домой помогать родителям.
В стране тоже бушевал шторм — перестройка, гласность, кооперативы, первые частные заведения и кафе. Мартынов захотел к этой волне прикоснуться. Он поступил в Российский университет кооперации и устроился в первый российский «Макдоналдс» на Пушкинской площади. После лекций преподавателей из Университета Джорджии ехал на работу и удивлялся «космосу»: мотивации сотрудников, эффективности устройства бизнеса, организации конвейеров и расписанному по минутам процессу. Каждую пятницу Владислав, загруженный гладильными машинками «Калинка» и скороварками с прищепками, садился на поезд и ехал в польский город Белосток. Вот и вся рыночная экономика — два дня стоишь на рынке на открытом воздухе, загоняешь прищепки со стопроцентной маржинальностью, потом на выручку здесь же покупаешь свитера Boys и Tears, джинсы Pyramid, едешь домой и вместе с папой продаешь все на рынке ЦСКА. Свой навык продавца Мартынов начал развивать именно тут: как-то разложенные на папиной «Оке» джинсы за день выгорели, а девушке, которой подошел размер, не понравилось, что они с двух сторон разного цвета. Мартынов попросил ее вернуться за джинсами через три часа и на это время выложил их выгорать на солнце обратной стороной.
После университета была чехарда различных иностранных компаний. Он попал в Cogent, оттуда в PepsiCo, затем, в 1994 году, старшим консультантом и менеджером в консалтинговое агентство Arthur Andersen. А после и собственный бизнес — стал российским представителем компании Columbus IT.
Мартынов видит отголоски российских девяностых, когда смотрит на Пекин с заднего сиденья черной иномарки, а он не любит девяностые: анархия, стрельба, смерть на улицах, «полный mess», голод, никакой культуры, грязь, агрессия, бандиты с пушками и цепями, большие перемены, решающий момент. И при этом вспоминает то время с упоением — азарт, риск, амбиции.
Российские операции Columbus купила компания Navision, а их, в свою очередь, — Microsoft, и Мартынов уехал в США, в штаб-квартиру компании в Редмонде трудиться старшим директором по работе с независимыми разработчиками программного обеспечения. С генеральным директором Microsoft Стивом Балмером объездил весь мир. На свою карьеру Мартынов смотрит как на долгий путь к главному заданию, созданию YotaPhone: Microsoft — как лучшая международная менеджерская школа; возвращение в роли президента в датскую Columbus IT, которая на тот момент стала глобальной корпорацией, — опыт управления публичной компанией; управление SAP СНГ — спасение крупной бюрократической компании в условиях кризиса; инвестирование в ITV | AxxonSoft и Wild Apricot — опыт продвижения российских стартапов на международном рынке. Владислав Мартынов после продажи своего бизнеса Navision долго нигде не задерживался до 2010 года, когда ему позвонил старый друг Денис Свердлов и предложил захватить мир.
В сентябре 2010 года глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов под объективами видеокамер встречался с президентом Дмитрием Медведевым. Речь шла об инновациях, и под конец встречи Чемезов достал из чемодана пластмассовую болванку — серую шайбу, похожую на губку для маркерной доски. Вместо экрана — черная заглушка, на задней панели — наклейка с черно-белым изображением. Чемезов сказал президенту, что этот шмат пластмассы — прототип, российская разработка, смартфон, который будет работать в сетях 4G. Мартынов заверяет, что и презентация была незапланированная, и Чемезов просто оговорился, но это уже не имеет никакого значения, потому что Дмитрий Медведев под вспышки фотоаппаратов потыкал пальцем в безжизненный муляж и вопросительно сказал:
Разговор стремительно превращался в очередной вавилонский разговорник:
— Что-то не нажимается вроде.
— Ну, это пока прототип.
— Ммм… Прототип?
— Но это — абсолютно наш продукт?
— Прототип.
— Но это — абсолютно наш продукт?
— Наш продукт!
— …Который будет выпускаться на наших предприятиях, — утвердительно произнес президент.
— Пока, к сожалению, выпускать мы его будем на Тайване, но разработка российская…
Интернет и пресса взорвались ликующим воплем: в России наконец-то решились создать телефон, и это — кусок государственного пластикового говна, который даже не включается. Трудно придумать худший старт для дела, и когда через пару месяцев Денис Свердлов, тогдашний гендиректор Yota Group, производившей роутеры и оборудование для 4G-сетей, предложил Мартынову превратить смартфон в успешный международный российский бизнес, море негатива его «немного» смутило. Владислав сразу же заинтересовался, но думал три дня, прежде чем согласился: «Свердлов знал, кому позвонить, он тонкий психолог. Знал мою авантюрную сущность, что мной движут амбициозные проекты. А этот проект еще и был наполнен идеологическим смыслом: мы создадим что-то новое на рынке, полезное для людей, и это придет из России. Будем ломать еще один стереотип про русских. Почему-то для меня это стало важным в последние двадцать лет. На начальном этапе таких проектов все говорят: это невозможно, бред, а меня это только подпитывает, заводит и дает энергию». Все родовые травмы YotaPhone, у которого тогда даже имени не было, были заложены именно на встрече Чемезова с Медведевым, и Мартынову, несмотря на его заверения, что без «Ростеха» этот проект не состоялся бы, до сих пор приходится разгребать последствия и объяснять все по новой: что и само государство, и «Ростех», владеющий четвертью Yota Devices, не вложили в смартфон ни копейки и что телефон сильно лучше, чем о нем принято говорить. Что инновации никогда не окупаются быстро и что разработка iPhone обошлась в $ 150 млн, а YotaPhone — в $ 15 млн. При этом Мартынов уверен, что именно чудовищный старт позволил телефону вообще появиться на свет, хоть тогда он и недооценивал общественный скепсис, с которым предстояло столкнуться.