Александр Мартынов, вдохновленный фильмом о бейсболе «Человек, который изменил всё», хочет изменить всё в хоккее. В 2015 году он создал
Iceberg — систему аналитики с глубокой детализацией, которая помогает тренерам улучшать игру команды и каждого игрока. Инвестор проекта — Владислав Мартынов, отец Александра и бывший гендиректор Yota Devices. Отец и сын рассказали, как устроен бизнес и почему они считают, что Iceberg сделает хоккей более интеллектуальным видом спорта.
Фильм, который может изменить всёВ 2011 году вышла спортивная драма «Человек, который изменил всё» (Moneyball) об оклендской бейсбольной команде, ее генеральном менеджере Билли Бине и экономисте Питере Бренде, который предложил отбирать игроков на основе анализа их личных показателей. Шесть номинаций на «Оскар», 94% положительных рецензий на
Rotten Tomatoes и 110 $ млн сборов при бюджете 50 $ млн наводят на мысль, что фильм повлиял на многих людей. А еще благодаря ему появился стартап, который может изменить мир хоккейной аналитики.
— Хоккей — мой любимый вид спорта, — рассказывает сооснователь и председатель совета директоров Iceberg Sports Analytics Владислав Мартынов. — Всё началось с Суперсерии СССР — Канада 1972 года, за которой я наблюдал вместе с отцом. А когда в 1999 году я с семилетним сыном впервые приехал в Канаду, то мы сразу отправились в Музей хоккейной славы. Там мы посмотрели фильм о Суперсерии-1972 — и Александр тоже стал хоккейным болельщиком.
Сделать семейное хобби семейным бизнесом удалось спустя 15 лет. В 2014 году Владислав и Александр задумались о том, как улучшить хоккейную аналитику. А в 2016-м на презентации системы Iceberg Hockey в «Красном Октябре» Мартынов-младший признался, что идея стартапа к нему пришла после просмотра «Человека, который изменил всё».
К тому времени Александр успел поработать в канадской компании PowerScout Hockey и понял, что хоккейная аналитика, в отличие от большинства других видов спорта, слишком поверхностна. Она предоставляет не больше 10% необходимых данных, так как добывать их технически сложно из-за высоких скоростей.
В бейсболе игроки большую часть времени стоят на месте. Средняя скорость футболиста — не более 12 км/ч. Хоккеисты же разгоняются до 40 км/ч, а шайбы летают со скоростью 120 км/ч. К тому же, хоккей — очень контактный вид спорта, и надо поломать голову, чтобы придумать, как фиксировать абсолютно каждое движение.
До сих пор аналитики работают вручную или в полуавтоматическом режиме, ориентируясь на видеозаписи матчей. Это долго и ненадежно: операторы фиксируют далеко не всё, что происходит на арене.
Решив, что современные технологии способны справиться со всеми сложностями, Мартыновы основали ООО «Трекит» и зарегистрировали бренд Iceberg Sports Analytics. Владислав стал инвестором, Александр отвечает за продукт. Когда система была почти готова, к команде в роли CEO присоединился владелец медиакомпании Sport Media Assets Николай Кошкин. Его задача — развивать бизнес.
Над Iceberg работает команда российских программистов. Бета-версию сделали за год. В 2015-м ее тестировали в ходе игр российских клубов, а в 2016-м начали заключать коммерческие сделки.
Три камеры, миллион строк и «облако»Глубокая хоккейная аналитика нужна, чтобы тренеры и владельцы клубов объективно оценивали игру каждого хоккеиста — своего и соперника. Это позволит быстро менять подходы к тренировкам, делать удачные корректировки во время матчей и покупать игроков с теми параметрами, которых точно не хватает команде. Сейчас всё происходит интуитивно, однако Iceberg предлагает математический подход. Основатели уверены: если их систему аналитики внедрят повсеместно, хоккей станет намного более интеллектуальной игрой. Трезвый расчет окончательно возьмет верх над силовыми приемами.
Iceberg Hockey использует технологии машинного обучения, больших данных, компьютерного зрения и прогнозной аналитики. Перед матчем устанавливают три камеры, которые «видят» всю арену и фиксируют каждое движение на льду с частотой 10 кадров в секунду. Данные тут же отправляются в облачный центр, где система объединяет три видеопотока и обрабатывает с помощью полутысячи алгоритмов. Детализированные данные появляются в режиме онлайн, всего — более 500 параметров: перемещения шайбы, средняя скорость каждого игрока и их действия до, во время и после бросков. Большинство показателей, к примеру, такие как ускорение хоккеиста с места или скорость шайбы на крюке, раньше не фиксировали вообще.
— Система создает около миллиона строк данных по итогам одного матча и фиксирует параметры по каждому игроку с погрешностью не более 4%. Решения конкурентов выдают не более 3 000 строк с погрешностью 10−25%, — рассказывает Мартынов-младший. — Классические сервисы хоккейной аналитики предоставляет в лучшем случае 10% данных о матче, Iceberg — остальные 90%.
Для стабильной работы системе нужен интернет-канал с пропускной способностью от 50 Мбит/с. Однажды, когда такого канала на арене не было, данные записали на внешний жесткий диск. К нему приставили охрану, ведь всегда найдется желающий украсть важную информацию о сопернике.
Планы на мир— Сейчас нашу систему используют от 7 до 12 клубов, точное число мы не заявляем из-за требований конфиденциальности некоторых клиентов, — рассказывает Владислав Мартынов. — Среди них — российский «Сочи», New York Islanders из НХЛ, шведский Lakers и австрийский Red Bull Salzburg. К августу 2017 года мы планируем подписать контракты еще с 18 командами по всему миру, а в будущем — стать лидерами на глобальном рынке хоккейной аналитики.
Сейчас у Iceberg два офиса: тот, что в Торонто, занимается работой с Северной Америкой, а московское подразделение отвечает за Европу, Россию и Китай. Самая большая емкость рынка, конечно, в НХЛ, но Китай в компании также считают перспективным. Сейчас там готовятся к зимним Олимпийским играм-2022, которые пройдут в Пекине, так что интерес к хоккею будет расти.
По оценкам аналитического агентства
Wintergreen Research, к 2021 году глобальный рынок спортивной аналитики составит 4,7 $ млрд долларов. Система Iceberg стоит от 50 000 $ до 100 000 $ долларов за сезон. Конечная цена зависит от количества игр, глубины аналитики и лиги, в которой играет команда.
— Владельцы и тренеры команд не совсем понимают, как работает система, но при этом им нравится сама мысль, что появился новый инструмент для повышения эффективности команды, — говорит Владислав.
На заключение одной сделки уходит от 3 до 6 месяцев, хотя есть исключения: клуб Lakers принял решение за неделю. Мартыновы уверены, что со временем контракты станут подписывать намного быстрее: чем популярнее будет Iceberg, тем меньше нужно доказывать эффективность системы.